Важный нюанс про подпись
Для большинства операций, о которых расскажем дальше, потребуется аналог обычной подписи от руки. Её называют усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Здесь хранится зашифрованная информация, которая подтверждает вашу личность и подлинность подписанного документа.
Чтобы подписывать документы УКЭП, получите сертификат любым из способов:
Бесплатно: в приложении «Госключ». Нужно иметь подтверждённую учётную запись на портале Госуслуг, загранпаспорт нового образца (на 10 лет) и смартфон или планшет с функцией NFC. После получения УКЭП сможете отправлять в приложение документы и подписывать их удалённо.
Платно: в аккредитованных удостоверяющих центрах. К заявлению приложите паспорт, номера ИНН и СНИЛС. Сотрудник установит вашу личность, проверит документы и запишет сертификат и ключи электронной подписи на сертифицированный электронный носитель.
Теперь расскажем о том, какие операции с недвижимостью можно проводить онлайн.
1. Взять ипотеку
Раньше для оформления кредита вам бы пришлось брать у работодателя справку о доходах за последний год, делать копию трудовой книжки и прикладывать их к заявлению. А вместе с ними — паспорт, СНИЛС, свидетельство о браке и другие документы. Далее — идти в банк, оформлять офлайн-заявку и ждать решения несколько дней, а то и недель.
Сейчас достаточно заполнить заявку на сайте банка, причём можно не вносить данные вручную, а авторизоваться через Госуслуги. Для этого дайте согласие на доступ к данным из вашего профиля.
После того как вы разрешите доступ к сведениям, банк заполнит анкету автоматически: не придётся самостоятельно вносить фамилию, имя и другие персональные данные. С помощью Госуслуг банк может самостоятельно выгрузить информацию о пенсионных начислениях, справках о доходах и так далее.
Вам останется проверить корректность данных, подтвердить заявку и ожидать решения финансовой организации. Оно может прийти уже через несколько минут, так как там получат данные напрямую из Госуслуг (не нужно тратить время на проверку подлинности документов).
После одобрения ипотеки сотрудники кредитной организации составят кредитный договор в электронном виде и предложат вам подписать его с помощью УКЭП, без посещения офиса.
Если вы пока не определились с банком, в котором хотите взять кредит, воспользуйтесь сервисом «Ипотека» от Метра квадратного.
В одном месте собраны предложения сразу от 20+ кредитных организаций. Заполните одну анкету, а после — дождитесь предложений, выберите самое выгодное и приступайте к оформлению.
2. Заказать выписку ЕГРН
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) нужна при проведении сделок с недвижимостью. Чаще всего это касается купли-продажи — с помощью сведений из ЕГРН покупатель понимает, что продавец действительно является собственником. Также выписка может пригодиться при использовании объекта в качестве залога, оспаривании сделок в суде, открытии наследства, оформлении завещания и так далее. Раньше заказать такую выписку можно было только в Росреестре или МФЦ.
Сейчас это делается через Госуслуги:
Выберите нужный вид справки и заполните анкету: укажите свои данные и информацию об объекте недвижимости.
Оплатите услугу — стоимость от 290 рублей, зависит от вида выписки. Также собственник может бесплатно получить онлайн-выписку на свой объект.
Ожидайте документ в течение трёх рабочих дней — придёт в личный кабинет. Если выписку заказывает собственник, то приходит мгновенно.
3. Согласовать перепланировку
Например, вы хотите сделать огромную комнату для посиделок с семьёй, и для этого планируется снести стену между кухней и гостиной. Просто так это сделать нельзя — сначала нужно согласовать эти изменения с надзорными органами, а потом внести их в кадастровый план. Самый удобный вариант — оставить заявление на Госуслугах.
Вносите свои данные и прилагаете следующие документы:
проект или эскиз перепланировки;
технический паспорт квартиры;
заключение о техническом состоянии несущих конструкций здания и возможности производства планируемых работ.
Жители Москвы также могут подать заявление на перепланировку через mos.ru.
Весь процесс занимает не более 15 минут. Заявку рассмотрят в течение 45 рабочих дней, и, если всё оформлено правильно, вы получите разрешение.
4. Зарегистрировать сделку в Росреестре
Для всех сделок с недвижимостью (купли-продажи, дарения, наследования и так далее) недостаточно просто заключить договор. Его в обязательном порядке регистрируют в Росреестре. Ведомство внесёт изменения в ЕГРН — после этого право собственности перейдёт от продавца к покупателю.
Раньше нужно было обращаться лично в МФЦ. Сегодня изменить собственника можно и удалённо.
Вот как это сделать:
Обе стороны сделки (например, продавец и покупатель) выпускают УКЭП.
Затем они подают заявление о согласии на использование электронной подписи — лично в Росреестре или МФЦ, либо через нотариуса (тогда заявление отправляют по почте). Без этого шага нельзя: по умолчанию считается, что граждане не согласны с оформлением электронных сделок.
Остаётся согласовать текст договора, подписать его УКЭП и отправить на регистрацию в личном кабинете Росреестра. Перед этим новый собственник недвижимости оплачивает пошлину.